ИП банкротится по правилам для физических лиц (гл. X ФЗ-127), но имеет 3 принципиальных отличия. Первое — обязательная публикация на Федресурсе за 15 дней до обращения в суд (п. 2.1 ст. 7 ФЗ-127). Второе — автоматическое аннулирование статуса ИП с запретом на регистрацию бизнеса на 5 лет (ст. 216 ФЗ-127). Третье — одновременное списание коммерческих долгов (налоги, поставщики, аренда) и личных кредитов, поскольку предприниматель отвечает по всем обязательствам единым личным имуществом (ст. 24 ГК РФ).
В российском праве индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом. Закон не разделяет «кошелек гражданина» и «расчетный счет ИП». При банкротстве все обязательства объединяются в один реестр требований кредиторов.
Несписываемые долги: Не подлежат списанию долги по заработной плате и выходным пособиям перед наемными работниками (ст. 213.28 ФЗ-127), алименты и требования по субсидиарной ответственности.
Если закрыть ИП в налоговой (подать форму Р26001) до подачи иска в суд, вы будете банкротиться как обычное физическое лицо. Долги по бизнесу и налогам перейдут на вас лично и спишутся, но 5-летний запрет на регистрацию нового ИП по ст. 216 ФЗ-127 действовать не будет.
Вся налоговая задолженность списывается на общих основаниях. Налоговая служба включается в реестр кредиторов второй и третьей очереди. По завершении дела ФНС обязана признать задолженность безнадежной к взысканию.
Статья 446 ГПК РФ защищает единственное жилье и личные вещи предпринимателя. Профессиональное оборудование стоимостью свыше 10 000 рублей подлежит включению в конкурсную массу, если юрист не докажет его статус единственного источника заработка.
Закон № 422-ФЗ не содержит ограничений для банкротов: вы имеете право зарегистрироваться в качестве самозанятого и вести коммерческую деятельность сразу после вынесения судебного определения.
Ответьте на 4 вопроса онлайн-калькулятора за 2 минуты и получите персональный расчет списания налогов, бизнес-долгов и защиты имущества.